Борис Акунин (р. 1956)
Ещё один,
после Улицкой, пример ≪позднего
старта≫. Беллетристом
Б.Акуниным японист Григорий Чхартишвили стал, когда ему было уже за сорок. Псевдоним,
хоть и игровой (≪акунин≫ по-японски –≪злодей≫) был выбран по соображениям
довольно серьёзным: Григорий просто стеснялся объявить своим высокоинтеллектуальным
друзьям и коллегам по журналу ≪Иностранная литература≫, что пописывает какие-то детективчики про красавца-мужчинус усиками.
Сейчас это странно вспоминать. Не менее интересно другое. В литературных кругах
бытуют устойчивые ≪мнения≫, что ещё два загадочных автора
с инициалами АБ – Анатолий Брусникин и Анна Борисова – это на самом деле ≪псевдонимы псевдонима≫, то есть сайд-проекты всё того
же Чхартишвили. Если это так, то он превосходит продуктивностью Дмитрия Быкова.
Главные
книги: «Статский советник», «Алмазная колесница»
Алексей
Иванов (р. 1969)
Слова
одного критика о том, что ≪проза Алексея Иванова – золотовалютные запасы русской литературы≫ так часто воспроизводятся на
обложках его книг, что стали заслонять остальное. Да, герои Иванова – будь то мифические
вогулы XV века
(≪Сердце
Пармы≫), полумифические сплавщики XVIII века (≪Золото
бунта≫) или мифологизированные современные пермяки
(≪Географ глобус пропил≫),
говорят особым языком и думают особым образом. Но всё-таки в первую очередь Алексей
Иванов примечателен другим. Подчёркивая свою ≪провинциальность≫,
он тем не менее в любом романе тщательно следит за тем, чтобы сюжет мчался по всем
законам голливудского боевика. После относительной неудачи ≪Блуды
и МУДО≫ и явно разочаровавшего сотрудничества с
Павлом Лунгиным в фильме ≪Царь≫, Иванов решительно обратился к телевизионно-краеведческим
проектам. Будем надеяться – не навсегда.
Главные книги:
«Географ глобус пропил», «Сердце Пармы»
Будучи на десять
лет моложе Улицкой, начала выпускать авторские книги на добрые десять лет раньше
её. Как негативное последствие – успела получить клейкий ярлычок ≪женской
писательницы≫, хотя её ≪На солнечной стороне
улицы≫ выиграл третью премию ≪Большой
книги≫ в том же году, когда первая досталась ≪Штайну≫
Улицкой. Роман 2004 года ≪Синдикат≫, где с сатирической
интонацией описывается московское отделение израильского агентства ≪Сохнут≫,
в котором Рубина проработала два года, поссорил её со многими в Израиле. Но в накладе
Рубина не осталась: она, пожалуй, единственный из русских писателей, кого постоянное
проживание в Израиле ничуть не разлучило и не поссорило с русскими читателями.
Главная книга: «Синдикат»
Андрей Рубанов (р. 1969)
Self-made writer. В
1996 Рубанов был заключён под стражу по обвинению в мошенничестве. В 1999 году полностью
оправдан. Этот в достаточной мере экстремальный опыт лёг в основу его дебютного
романа ≪Сажайте,
и вырастет≫
(2005) о жизни нелегального банкира в девяностые. Принято считать, что книги, изданные
за счёт автора, – никому не нужная графомания. Роман Рубанова оказался счастливым
исключением –книгу заметили и читатели, и критики. А Рубанов в свою очередь оправдал
ожидания и тех, и других. С тех пор он написал достаточное количество романов, всё
больше похожих на фантастическую антиутопию, но от этого не перестающих быть замечательно
острозлободневными.
Главные
книги: «Сажайте, и вырастет», «Хлорофилия»
Владимир
«Адольфыч» Нестеренко (р. 1964)
≪Имя, которым подписаны его
книги – псевдоним, за плечами – тёмное криминальное прошлое, впереди – светлое
литературное будущее≫, –
зазывно представляет своего автора
издательство Ad marginem, которое начало издавать его книги. Внешность его – загадка
для большинства читателей, потому что кроме как в маске для СМИ он не
фотографируется. Блогер, сценарист и прозаик, пишущий под псевдонимом ≪Адольфыч≫ живёт в Киеве, пишет
по-русски книги в странном жанре ≪сценария для чтения≫ или ≪романа в диалогах≫.
Так написана его ≪Чужая≫ – о бандитском Киеве 1990-х. Так написана вторая книга
Адольфыча ≪Огненное погребение≫, в которую кроме заглавного сценария вошло несколько
рассказов.
Главная
книга: «Чужая»
Евгений
Гришковец (р. 1967)
Филолог-теоретик,
который начинал как драматург и исполнитель своих пьес, но потом драматической сцены
ему показалось мало. Он прибавил к этому занятия музыкой, объединившись с группой
≪Бигуди≫, а в 2004 году ещё и подался
в прозаики, выпустив роман ≪Рубашка≫. Следом
стали выходить повести
и сборники рассказов. Несмотря на то, что автор очень серьёзно трудится над каждым
своим произведением и потом с гордостью отмечает, что ≪позиция
автора≫ у него в этой книге совсем не похожа на
≪позицию автора≫
в предыдущей, создаётся впечатление, что Гришковец своими пьесами, спектаклями,
прозой и песнями всю жизнь пишет один и тот же текст имени себя. И при этом каждый
из его зрителей/читателей может сказать: ≪Это он прямо про
меня написал≫.
Главная книга: «Рубашка»
Александр
Терехов (р. 1966)
В прошлом
журналист, в настоящем преуспевающий бизнесмен и состоятельный человек. Журналистика
научила Терехова находить интересное и писать об этом доступно. Его самая толстая,
известная и успешная книга ≪Каменный мост≫ получила вторую премию ≪Большой книги≫, но была неоднозначно встречена критикой. Ругали за рыхлость и невыстроенность
композиции и свободное обращение к истории. Но вот за идею следовало бы только похвалить.
Сюжет книги основан на расследовании загадочного происшествия: на Каменном мосту
в Москве в 1943 году произошло убийство и самоубийство двух парней и девушки из
семей, которых принято называть партийной элитой.
Главная
книга: «Каменный мост»