С давних пор
всем известна истина, что человек в своей жизни должен
«посадить дерево, родить сына и построить ДОМ». ДОМ символизирует многое: это и
семейный очаг; и место, где ты родился и вырос; и наконец, это наша большая
страна. И то, каким будет наш ДОМ,
зависит только от нас!
В политических, экономических и социальных
условиях современной России с каждым днем
возрастает потребность в становлении гражданского общества. Для этого
нужны люди с активной гражданской позицией. Этому нужно учить, это
нужно воспитывать.
Английский писатель
Самюэль Смайлс говорил: «Чтобы сделать
из людей хороших граждан, им следует
дать возможность проявить себя!»
Его слова можно соотнести с
выводами психологов, с тем, что
современные реалии вынуждают человека многопланово усиливать свою
жизненную активность, проявлять все
свои способности к выживанию и развитию.
АКТИВНОСТЬ, как
психологическое качество личности – это первооснова творения человеком самого
себя и предметного мира, важнейшее условие и фактор психического развития.
Как социальное явление активность характеризует социальную
деятельность личности, выражает ее самостоятельную, индивидуальную позицию,
субъектное отношение к деятельности.
Активность
выступает во всех формах деятельности человека – преобразовательной,
познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной. Характеризуется
способностью человека производить общественно значимые преобразования в мире.
Первый уровень активности обеспечивает процесс социальной адаптации.
Активность
второго, высшего уровня – это
источник деятельности, имеющий творческий, преобразующий характер - это СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ.
Субъектная
активность лежит в основе таких процессов как:
·
САМОпознание,
·
САМОутверждение,
·
САМОопределение,
·
САМОвоспитание,
·
САМОбразование,
·
САМОактуализация,
·
САМОреализация!
Наличие
и развитие данных процессов определяет САМОРАЗВИТИЕ
личности.
Активными, конкурентоспособными, сочетающими в
себе развитую нравственную и гражданскую культуру, - именно такими хотелось бы
мне видеть моих воспитанников. Помочь им стать такими – ЦЕЛЬ МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В область решаемых мною ЗАДАЧ вошли вопросы, связанные
с:
-созданием
в классе воспитывающей среды; - многоплановой занятостью воспитанников;
- развитием эффективного самоуправления; - сплочением коллектива.
Решение
этих задач невозможно без современных технологий, направленных на развитие
субъективной активности воспитанников.
Сочетание элементов данных
технологий, осознание мною цели и задач
деятельности легли в основу
воспитательной МОДЕЛИ класса.
Наш
классный коллектив – это большая и дружная СЕМЬЯ. Наш класс- это наш ДОМ. ДОМ, в котором мы живем и стараемся
сделать его чистым, уютным, открытым, добрым, гостеприимным! А нашу ЖИЗНЬ в нем
– яркой, интересной, насыщенной, творческой!
Наш ДЕВИЗ - ПОСТРОЙ
И ЖИВИ!
Строим мы наш дом, опираясь на
такие ценности, как: АКТИВНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, ПАТРИОТИЗМ. Прочность нашему дому
придает чувство коллективизма. Окна нашего дома открыты для взаимодействия с
социумом.
Наш дом создается в атмосфере …
СОДРУЖЕСТВА, т.е. взаимной дружбы, дружеском
единении класса.
СОПЕРЕЖИВАНИЯ, совместном переживании, «проживании»
разного рода событий, это и СОстрадание, и СОудовлетворение и Сочувствие…
СОТРУДНИЧЕСТВА. Когда в деятельности и общении класса культивируются самоуправление,
равноправие и равноценность личностных позиций всех участников воспитательного
процесса.
СОТВОРЧЕСТВА . Вместе, сообща идет процесс рождения нового -в деятельности,
в коллективе, самом себе.
И каждый день для нас – СОБЫТИЕ - яркое, позитивное, приносящее
удовлетворение и радость общения!
Высшей
целью для нас является САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
КАЖДОГО!
Поэтому жизнь нашего класса
движется по различным НАПРАВЛЕНИЯМ:
Гражданско-патриотическое
направление: Экскурсии в городской музей; сбор материалов
об участниках ВОВ; встреча с ветеранами; Неделя Памяти; фестиваль солдатской
песни; конкурсы, проекты, посвященные
ВОВ, истории родного края, города,
семьи; акции «Дальросинки», школьного
САМа, акции социального волонтерства, сбор материалов для школьного музея.
Научно-исследовательское. Научно-исследовательские
проекты, работа в ШНО (школьном научном обществе), городские, районные,
краевые, всероссийские конкурсы исследовательских работ, научно-исследовательские конференции (школьные, районные, краевые).
Экологическое -
Экологические викторины, часы общения, 15-минутки, туристические
походы; экологические акции; субботник; районные, краевые, всероссийские конкурсы и проекты экологической
направленности;
- Работа
в заочных экологических школах края, сотрудничество с эколого-биологическим центром.
Художественно-эстетическое - литературные проекты: сочинения сказок,
стихов, зарисовок, статей; Школьные, городские конкурсы чтецов, конкурс
талантов «Созвездие», фестиваль солдатской песни; праздничные концерты,
музыкальный конкурс «Юные дарования» в ДШИ; Выставки прикладного искусства;
художественные проекты.
Спортивно-оздоровительное
- Мероприятия, пропагандирующие здоровый образ
жизни: 15-минутки, часы общения,
активный отдых на природе, лыжной базе, туристические походы, школьные,
городские акции, конкурсы, городские
соревнования и эстафеты, спартакиады, турслет.
Досуговое
- Часы
общения разнообразной тематики, интеллектуальные игры,
познавательно-развлекательные викторины;
праздники в классе; вечера
общения, чаепития, дискотеки.
Вся наша жизнь документально
фиксируется в «Фотолетописи» и «Порфолио класса».
Насколько эффективно работает
модель? Об этом свидетельствуют данные МОНИТОРИНГА.
Из года в год отмечается
положительная динамика успешного участия моих ребят в школьных , городских и районных мероприятиях: спортивных,
творческих, патриотических и социальных проектах.
Сегодня мои воспитанники
активно посещают различные учреждения дополнительного образования:
•
Эколого-биологический центр
•
Детскую школу искусств
•
Центр детского творчества
•
Районный Дом культуры
• Спортивный
комплекс «Атлант» и другие.
Занятость учащихся класса во внеурочное время
составляет 100 %.
Для меня, как классного
руководителя, очень важно знать, как ребята оценивают психологический климат в
классе. Ведь от этого во многом зависит успешность и эффективность решения
воспитательных задач.
Данные методики «Самоаттестации
классного коллектива» свидетельствуют о
благоприятном микроклимате. Воспитанники чувствуют себя полноправными и активными
его членами. Большинство учащихся, согласно методики «Суждения о классе», готовы
выполнять любую общественную работу. Это
говорит о формирующейся активной
жизненной позиции, а значит, о правильности выбранных мною форм и методов
воспитательной деятельности.
«Воспитывать - значит возвышать ум и
характер, значит вести к вершинам» – сказал один мудрец.
Вершина нашего общего
классного дома – самореализация каждого воспитанника,
это - его намерение построить свое счастье, использовать свой потенциал, все
возможности, полученные от природы – это желание достичь своих целей.
К этому мы все вместе дружно стремимся!. И наше
строительство продолжается!