САЙТ учителя русского языка и литературы
 Художественные средства языка

К художественным средствам языка относятся 
ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

ТРОП (от греч. tropos - поворот) -  один из приемов усиления выразительности речи - слово или выражение, употребляемое в образном, переносном значении.

ЭПИТЕТ ( от греч. epitheton - приложение) - троп, представляющий собой образное, художественное определение. Сравним два предложения: 1) Упала серебряная ложка. 2) Взошла серебряная луна. 
В обоих предложениях есть определение серебряный. Но в первом оно употреблено в своем прямом значении (металл), а во втором - в переносном, образном (блеском, похожим на серебро). Здесь определение является эпитетом. С помощью эпитета подчеркивается какое-то характерное свойство, но не реальное, а воображаемое на основе впечатления, производимого чем-либо на нас.
А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер.
Бродяга-ветер, скиталец-ветер.

Эпитет, будучи художественным определением, может основываться на метафоре (серебряная луна, оживляющий ветер), олицетворении (веселый ветер, ласковый)

МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенос) - троп, в основе которого лежит перенос значения по сходству явлений. Например, в художественном стиле можно охарактеризовать неторопливую, негромкую речь с помощью метафоры,  сравнивающей эту речь со спокойно текущей водой: речь льется. 

Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. (А.С. Пушкин)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonimia) - троп, основанный на употреблении названия одного предмета вместо другого на основании внешней или внутренней связи (смежности) между ними.

У них был полон дом ковров, хрусталя и серебра.

Слова хрусталь и стекло означают здесь не сорт стекла и металл, а изделия из них. Выделяют типы метонимической смежности:
-содержимое и содержание (выпил два стакана, съел две тарелки),
-автор и его произведение (читал Гоголя),
-процесс и его результат (варенье фруктов - фруктовое варенье),
-помещение и люди, находящиеся в нем (отремонтированный класс - класс загудел)
Разновидностью метонимии является синекдоха.

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соподразумевание) - троп, основанный на употреблении названия одного предмета вместо другого по признаку количественного отношения между ними, т.е. когда употребляется название целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот.

пять голов скота
Москва французу отдана
бушлат протиснулся в дверь

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole - преувеличение) - троп, представляющий собой образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Цель гиперболы - произвести сильное эмоциональное впечатление.

Робин Бобин Барабек скушал сорок человек, и корову, и быка, и кривого мясника.
В сто сорок солнц закат пылал.. (В. Маяковский)
помирать со смеху
лопнуть от зависти
Гиперболизированы возможности многих литературных и сказочных героев.

ЛИТОТА (от греч. litotes - простота) - троп, представляющий собой образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение. 
...В больших рукавицах, а сам - с ноготок. (Н. Некрасов)
не более наперстка
Мальчик-с-пальчик
от горшка два вершка

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - троп, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и понятия. Художник слова приписывает неживому, неодушевленному предмету или явлению свойства живого, одушевленного.

..Море распевало мрачный и торжественный гимн. (М.Горький)
(буря)..то как зверь она завоет, то заплачет как дитя.. (А.С.Пушкин)
...И звезда с звездою говорит...(М.Ю.Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ - троп, состоящий в уподоблении одного предмета или явления другому на основании общего для них признака. Обычно используются сравнительные союзы как, как будто, словно, будто, точно, подобно, как бы.

Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной. (А.С.Пушкин)

В других случаях сравнение осуществляется в речи с помощью творительного падежа или посредством сравнительной степени.
И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой. (И.Бунин)
Под ним струя светлей лазури (М.Ю.Лермонотов)

АЛЛЕГОРИЯ (от греч. aiiegoria - иносказание) - троп, в основе которого лежит иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа. Например, в баснях лиса - аллегория хитрости, волк - жадности и злобы, змея - коварства, осел - глупости и пр. Аллегоричны названия многих художественных произведений: "Мертвые души" -аллегория духовного омертвения помещиков и чиновников; "Собачье сердце" - бездушности и бесчеловечности новой власти и новой морали в России.

ПЕРИФРАЗА (от греч. paraphrasis - описательный оборот) - 1. Выражение, заменяющее другое выражение или слово с тем же смыслом. 
Ваш покорный слуга вместо я.

2.Троп, состоящий в замене названия предмета, лица, понятия указанием на их характерные черты.

Голубая планета (Земля)
На берегах Невы (в Петербурге)
Царь зверей (лев)




СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Стилистическая (риторическая) фигура - средство усиления изобразительно-выразительных возможностей речи с помощью особых синтаксических построений или смысловых соположений - сопоставлений, противопоставлений. 

АНАФОРА (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура, представляющая собой повторение отдельных слов, оборотов или звуковых комплексов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Это одно из самых сильных средств выразительности речи.

Жди меня, и я вернусь.\\ Только очень жди...\\ Жди, когда наводят грусть \\Желтые дожди,\\ Жди меня, когда снега метут,\\ Жди, когда жара,\\ Жди, когда других не ждут, позабыв вчера. (К. Симонов)

АНТИТЕЗА -(от греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, образов, производимом для усиления выразительности речи. Лежит в основе многих пословиц и поговорок, названий художественных произведений.

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.\\ Пускай же все пройдет неспешно,\\Что в мире свято, что грешно,\\Сквозь жар души, сквозь хлад ума. (А.Блок)
Мягко стелет, да жестко спать.
"Война и мир", "Толстый и тонкий", "Живые и мертвые"

ИНВЕРСИЯ - (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, представляющая собой нарушение обычного (прямого) порядка следования членов предложения с целью усилить выразительность речи.

Судьбы свершился приговор (вместо прямого: Приговор судьбы свершился)

ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Оксюморон строится на неожиданных антонимических противопоставлениях, создавая яркие художественные образы.

горячий снег, мертвые души, живой труп, обыкновенное чудо, горькая радость, звонкая тишина, сладкая мука

ГРАДАЦИЯ (лат. gradatio - постепенное усиление) - стилистическая фигура, представляющая собой такое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение (восходящая градация и нисходящая градация)

Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)
Не сломлюсь, не дрогну, не устану. (О. Берггольц)

ЭЛЛИПСИС (от греч. ellipsis - выпадение, опущение) - 1. Пропуск какого-либо члена предложения в неполных предложениях. 2. Стилистическая фигура, представляющая собой пропуск какой-либо части высказывания с целью придать ему динамичность, разговорную интонацию.

Татьяна в лес; Медведь за нею (А.С. Пушкин)  
Пропущены глаголы-сказуемые.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - стилистическая фигура, представляющая собой одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отдельных отрезков речи.

Не ветер бушует над бором,// Не с гор побежали ручьи...(Н.Некрасов)
В синем море волны плещут,// в синем небе звезды блещут. (А.С. Пушкин)

ХИАЗМ (от греч. chiasmos - расположение крест-накрест, в форме греческой буквы X - "хи") - стилистическая фигура, представляющая собой перекрестное повторение отдельных слов, оборотов или синтаксических конструкций.
Поэзия грамматики и грамматика поэзии (Р.Якобсон)
Еще не все отысканы могилы/ И мертвецы оплаканы не все (Г.Николаева)
Не для того живем, чтоб есть, а для того едим, чтобы жить.

БЕССОЮЗИЕ (АСИНДЕТОН) - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске союзов, соединяющих во фразах слова или части сложного предложения. Такая фигура придает высказыванию большую сжатость, компактность, описываемые действия характеризуются стремительностью, а общая картина - насыщенностью впечатлений.

Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет,/ Гром пушек, топот, ржанье, стон... (А.С.Пушкин)


МНОГОСОЮЗИЕ  (ПОЛИСИНДЕТОН) - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного выделения соединяемых союзами членов предложения. С помощью этой фигуры подчеркиваются целеустремленность и единство перечисляемого, усиливается выразительность речи.

И сердце бьется в упоенье,\\ И для него воскресли вновь\\ И божество, и вдохновенье,\\ И жизнь, и слезы, и любовь. (А.С.Пушкин)

Пирует Петр. И горд, и ясен, //И славы полон взор его (А.С.Пушкин)



Понедельник, 29.04.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Block title
Осталось...
Block title
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Мудрые мысли
Фотогалерея
Сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024