Учебно-методический комплекс под редакцией А.Г.
Кутузова
В основе содержания и структуры программы под ред.
А.Г. Кутузова лежит концепция литературного образования на основе творческой
деятельности. Цель литературного образования - формирование читателя,
способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте
духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с
искусством слова.
Средством
достижения цели и задач литературного образования является формирование
понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного
читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.
Базовые
теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими
принципами программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная
проблема - базовое понятие.
Предлагаемая в
программе система изучения теории литературы, по мнению авторов программы,
направлена на формирование читательской квалификации. Выведение базовых
теоретико-литературных понятий в качестве структурных является обязательным:
именно они обеспечивают ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Программа
определяет практическую направленность обучения в каждом классе:
5 кл. – переход от литературного чтения к изучению
литературы (учебная цель – обучение эстетическому анализу);
6 – 9 кл. – изучение литературы как искусства слова (учебная
цель – интерпретация текстов);
10 - 11 кл. – изучение литературы в историко-культурном и
историко-функциональном аспектах (учебная цель – усвоение художественного мира
писателя в историко-культурном аспекте).
9 кл. занимает
особое место в литературном образовании: он интегрирует знания и умения,
усвоенные ранее, и готовит к изучению историко-литературного курса. Поэтому в
программу 9 кл. включены вершинные произведения русской и мировой литературы.
В программе
широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией
литературного образования, расширен жанровый спектр литературы, так как
формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята
только на широком культурном фоне.
Значительное
место в программе занимают разделы "Мифы" и "Фольклор", без
которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традиций. Введен
сквозной курс "Духовная литература", представляющий одну из важнейших
пограничных областей искусства слова.
Рассматривая
литературное образование как единство трех компонентов: творчество -
сотворчество - знание и умение, составители программы предлагают систему
коммуникативно-творческих работ, обозначенных как "Творческая
мастерская", "Творческий практикум", "Творческое
задание" и т. п.
В средних классах
литературный материал располагается по хронологическому и жанрово-тематическому
принципу, в старших - по хронологическому.
Программа
оснащена учебниками-хрестоматиями "В мире литературы".
|