Силинг Ю. М., учитель, психолог. Москва
Увлечь и убедить
О
том, что общий уровень образования падает, говорят все. Родители корят
учителей, учителя пеняют на учеников – не заставишь заниматься. Действительно,
заставить непросто. Да и неприятно заставлять. Остаётся два пути: или увлечь,
или убедить, что то, что происходит на уроке, действительно нужно. Рассмотрим
эти два пути подробнее.
Один из лучших способов увлечь учеников – увлечься самому. Отсюда
– первое правило: учитель не должен делать на уроке то, что ему неинтересно. И
в рамках госпрограммы можно о чём-то поговорить подольше, о чём-то сказать обзорно.
Да и разрешённых авторских программ пока немало.
С другой стороны, важное умение для учителя – находить интересное
в неинтересном и обучать этому своих учеников. Например, меня не слишком
увлекает сказка Салтыкова-Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил», потому
что слишком в ней всё очевидно. Но из песни (программы) слова не выкинешь. Что
тут придумать? Возможны варианты.
Во-первых, можно посмотреть, как реализуются одинаковые мотивы в
литературных произведениях разных стран и эпох. Сравним нашу сказку с
«Робинзоном Крузо». С какой целью авторы помещают своих героев на необитаемый
остров? Как это связано с идеями и культурным опытом каждого из них? Как
соотносятся образы Робинзона Крузо и Пятницы с генералами и мужиком? Во-вторых,
говоря о мужике, я могу перейти к идеям свободы и чувства собственного достоинства,
которые мне интересны. В-третьих, можно поговорить о жанре. Взять народную
бытовую сказку и сравнить её со сказками Салтыкова-Щедрина. Например,
посмотреть, чем отличается в этих сказках изображение дурака. Народная сказка –
просто смешная, людей потешить. А авторская, по меньшей мере, трагикомична...
Какие художественные средства используются в каждом случае?
Итак, чтобы неинтересное стало интересным, нужно вспомнить как
можно больше увлекательных вещей: литературных, жизненных, психологических,
философских – и найти все возможные ниточки между ними и тем, что срочно надо
полюбить. Кстати, пока будете вспоминать любимые темы, войдёте в необходимое
состояние вдохновения, а там оно и на менее интересный материал перейдёт.
Теперь поговорим о том, как ответить на вопрос «зачем?», то есть
убедить учеников, что наши уроки им нужны. Сразу скажу, хотя рискую вызвать
несогласие уважаемых коллег: я не рассматриваю литературу как средство привить
детям любовь к родине, маме, добру, труду и вежливому поведению. В этом я
солидарна с Льюисом Кэрроллом, который в «Алисе» смеялся над страстью герцогини
во всём искать мораль. Детям я говорю так. Литература нам нужна по трём причинам.
Первая:
каждому из нас выдали одну жизнь в конкретных обстоятельствах. А если я хочу,
чтоб меня похитил принц на белом коне, а ещё сразиться с драконом, изобрести
порох и побывать в древнем Риме – для этого книги. Количество жизней резко
увеличивается. Сюда же относится замечательная возможность видеть реальность с
разных точек зрения. Я могу попросить ребёнка описать дерево за окном глазам средневекового
человека или древнего грека, чтобы расширить палитру его восприятия. Сразу
становится понятным, для чего нужна поэтика: какими словами скажешь, то и
увидишь, почувствуешь.
Вторая:
литература даёт способы осознавать, что происходит с тобой и окружающими, и,
облекая это в слова, получать возможность на это влиять. Психологи знают:
первый этап работы со многими проблемами – назвать чувство или идею. Именно
литература сообщает нам, какие они бывают, и даёт для этого слова.
Третье:
литература, особенно классика, – это способ рефлексии общества. Изучая
литературу разных эпох и направлений, мы узнаём, какая структура общественного
мифа была в разных странах и в разные времена, почему сейчас мы имеем именно
такое представление о добре и зле, о роли человека и государства, мужчины и женщины
и т.д. А также выясняем, что эти представления могут быть самые разные. При
этом мы получаем «кирпичики» для строительства собственной системы ценностей и
можем осознанно их выбирать. Для себя (детям я это скажу только в старших классах)
я имею в виду ещё задачу поддержания общего культурного кода, как для социума в
широком смысле слова, так и для интеллигентской тусовки, если дети туда
захотят.
Людям
важно обозначать свою причастность к сообществу, а сделать это можно, например,
когда у людей общие источники цитат и культурных образов. Сказал «что за
маниловщина» – и всем всё понятно. Недавно на просторах ЖЖ человек отдавал
старую пишущую машинку «Эврика». На особых условиях: тому, кто знает, сколько
копий она берёт. Мне не нужна была машинка, но я сразу написала «4 копии, и
этого достаточно!» – и мы порадовались друг другу. Важно, что общие книги
объединяют людей разных материальных и культурных слоёв, разных возрастов. Это
снижает уровень напряжённости в обществе. Поэтому дело наше хоть и непростое,
но очень важное, с чем вас, коллеги, и поздравляю.
Литература.
Первое сентября. Январь 2012