САЙТ учителя русского языка и литературы
 Увлечь и убедить

Силинг Ю. М., учитель, психолог. Москва

Увлечь и убедить

       О том, что общий уровень образования падает, говорят все. Родители корят учителей, учителя пеняют на учеников – не заставишь заниматься. Действительно, заставить непросто. Да и неприятно заставлять. Остаётся два пути: или увлечь, или убедить, что то, что происходит на уроке, действительно нужно. Рассмотрим эти два пути подробнее.

Один из лучших способов увлечь учеников – увлечься самому. Отсюда – первое правило: учитель не должен делать на уроке то, что ему неинтересно. И в рамках госпрограммы можно о чём-то поговорить подольше, о чём-то сказать обзорно. Да и разрешённых авторских программ пока немало.

С другой стороны, важное умение для учителя – находить интересное в неинтересном и обучать этому своих учеников. Например, меня не слишком увлекает сказка Салтыкова-Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил», потому что слишком в ней всё очевидно. Но из песни (программы) слова не выкинешь. Что тут придумать? Возможны варианты.

Во-первых, можно посмотреть, как реализуются одинаковые мотивы в литературных произведениях разных стран и эпох. Сравним нашу сказку с «Робинзоном Крузо». С какой целью авторы помещают своих героев на необитаемый остров? Как это связано с идеями и культурным опытом каждого из них? Как соотносятся образы Робинзона Крузо и Пятницы с генералами и мужиком? Во-вторых, говоря о мужике, я могу перейти к идеям свободы и чувства собственного достоинства, которые мне интересны. В-третьих, можно поговорить о жанре. Взять народную бытовую сказку и сравнить её со сказками Салтыкова-Щедрина. Например, посмотреть, чем отличается в этих сказках изображение дурака. Народная сказка – просто смешная, людей потешить. А авторская, по меньшей мере, трагикомична... Какие художественные средства используются в каждом случае?

Итак, чтобы неинтересное стало интересным, нужно вспомнить как можно больше увлекательных вещей: литературных, жизненных, психологических, философских – и найти все возможные ниточки между ними и тем, что срочно надо полюбить. Кстати, пока будете вспоминать любимые темы, войдёте в необходимое состояние вдохновения, а там оно и на менее интересный материал перейдёт.

Теперь поговорим о том, как ответить на вопрос «зачем?», то есть убедить учеников, что наши уроки им нужны. Сразу скажу, хотя рискую вызвать несогласие уважаемых коллег: я не рассматриваю литературу как средство привить детям любовь к родине, маме, добру, труду и вежливому поведению. В этом я солидарна с Льюисом Кэрроллом, который в «Алисе» смеялся над страстью герцогини во всём искать мораль. Детям я говорю так. Литература нам нужна по трём причинам.

Первая: каждому из нас выдали одну жизнь в конкретных обстоятельствах. А если я хочу, чтоб меня похитил принц на белом коне, а ещё сразиться с драконом, изобрести порох и побывать в древнем Риме – для этого книги. Количество жизней резко увеличивается. Сюда же относится замечательная возможность видеть реальность с разных точек зрения. Я могу попросить ребёнка описать дерево за окном глазам средневекового человека или древнего грека, чтобы расширить палитру его восприятия. Сразу становится понятным, для чего нужна поэтика: какими словами скажешь, то и увидишь, почувствуешь.

Вторая: литература даёт способы осознавать, что происходит с тобой и окружающими, и, облекая это в слова, получать возможность на это влиять. Психологи знают: первый этап работы со многими проблемами – назвать чувство или идею. Именно литература сообщает нам, какие они бывают, и даёт для этого слова.

Третье: литература, особенно классика, – это способ рефлексии общества. Изучая литературу разных эпох и направлений, мы узнаём, какая структура общественного мифа была в разных странах и в разные времена, почему сейчас мы имеем именно такое представление о добре и зле, о роли человека и государства, мужчины и женщины и т.д. А также выясняем, что эти представления могут быть самые разные. При этом мы получаем «кирпичики» для строительства собственной системы ценностей и можем осознанно их выбирать. Для себя (детям я это скажу только в старших классах) я имею в виду ещё задачу поддержания общего культурного кода, как для социума в широком смысле слова, так и для интеллигентской тусовки, если дети туда захотят.

Людям важно обозначать свою причастность к сообществу, а сделать это можно, например, когда у людей общие источники цитат и культурных образов. Сказал «что за маниловщина» – и всем всё понятно. Недавно на просторах ЖЖ человек отдавал старую пишущую машинку «Эврика». На особых условиях: тому, кто знает, сколько копий она берёт. Мне не нужна была машинка, но я сразу написала «4 копии, и этого достаточно!» – и мы порадовались друг другу. Важно, что общие книги объединяют людей разных материальных и культурных слоёв, разных возрастов. Это снижает уровень напряжённости в обществе. Поэтому дело наше хоть и непростое, но очень важное, с чем вас, коллеги, и поздравляю.

 

Литература. Первое сентября. Январь 2012  

Понедельник, 29.04.2024, 14:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Block title
Осталось...
Block title
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Мудрые мысли
Фотогалерея
Сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Copyright MyCorp © 2024