Система,
в основе которой лежит оценка только положительных результатов умственного
труда, постепенно внедрялась в работе всех учителей начальных, средних и
старших классов. У читателя может возникнуть вопрос: а как же быть в конце
четверти или учебного года, если окажется, что у учащегося нет оценки по
какому-нибудь предмету?
В том то и дело, что отсутствие оценки для ребенка
несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ученика утверждается мысль:
если у меня еще нет оценки, значит, я еще не потрудился как следует. Поэтому у
нас почти не было таких случаев, чтобы к концу учебного года ученик не имел
оценок. За 4 года я 6 раз не поставил детям оценки в конце четверти. Родители
знают: если у сына или дочери в дневнике нет оценок - значит не все
благополучно.
Знают
они и то, что отсутствие оценок-это не вина ребенка, а его беда. А в беде надо
помогать. И мы совместно помогаем ученику. Я убедил родителей, чтобы они
никогда не требовали от детей самых высоких оценок, не рассматривали
неудовлетворительную оценку как показатель лени, нерадивости, недостаточного
усердия.
С
оценкой - этим тонким педагогическим инструментом - от дельные учителя
обращаются бездумно. Во многих школах к тройке сложилось отношение как к
чему-то предосудительному. "Будем учиться без троек!" - эти призывы
раздаются не только на пионерских сборах. Их можно прочитать и в детских
газетах. Поощряя такое отношение к удовлетворительным успехам в учении, учитель
по существу рубит сук, на котором сидит: воспитывает у детей верхоглядство,
легкомыслие.
Во
2 классе, через несколько недель после начала учебного года, дети завели
дневники, в которые записывали оценки, полученные на уроках. И не было ни
одного случая, чтобы ребенок пытался скрыть от родителей оценку. Иначе и быть
не может, если оценка отражает радости успеха. Никакой подписи учителя в
дневнике не надо - это остаток старой школы с ее атмосферой взаимного не
доверия и подозрительности между учителем и учеником. Если в классе нет
взаимного доверия, если ребенок пытается обмануть учителя, если оценка
превращается в кнут, которым взрослые подгоняют ребенка,- рушится сама основа
правильного воспитания.
С
несправедливо поставленной двойки начинается одно из самых больших зол школы -
неправдивость ребенка, обман и учителя и родителей. К каким только ухищрениям
не прибегают дети, чтобы скрыть от матери и отца свои неудачи в школе, а от
учителя - нерадивость. Чем больше недоверия к ученику, тем больше ребенок
проявляет изобретательности в обмане, тем благоприятнее почва для лени и
нерадивости. Лень - это дитя недоверия. Тот, кого я учу, - это прежде всего
живой человек, ребенок, а потом - ученик. Оценка, которую я ставлю ему,- это не
только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к
человеку.
Я
советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности,
жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость
успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое
преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не
забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство,- в
самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание
учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте
эту почву, без нее нет школы.