Учебно методический комплекс под редакцией Н.Г.
Гольцовой
Методологической
основой данной программы и курса «Русский язык» в 10—11 классах являются
Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому
языку (базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по
русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобразовательных,
математических и т.д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка
и предметов гуманитарного цикла.
Система
расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер
отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на
достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных
в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической,
культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса
«Русский язык».
Теоретические
сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены
формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть
использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая
восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а
также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому
языку.
Большое
количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется
практической целесообразностью и направлено на выработку практических навыков,
в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем,
как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской
пунктуации» и др. очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации,
так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
Темы «Сочетание
знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская
пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как
вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность.
В художественном
тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию,
поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса,
следует уделять внимание пунктуационному анализу.
Задачи, стоящие
перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если
на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа.
Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический
виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть
отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные
знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком,
совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.
Учитывая
особенности условий работы с определенными учащимися, учитель может вносить
изменения в примерное распределение учебного времени, рекомендуемого
программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позволит
высвободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных
вопросов курса.
В соответствии с
современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому
языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового,
стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи
желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование,
составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие
творческие задания.
Эффективность
работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также
правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что
знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные
при пассивном восприятии.
Для активизации
познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории
русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение
которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала
первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает
расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление
знаний о языке.