Литературный
дебют главного художника БДТ случился уже в постпенсионном возрасте, когда автору
было в районе семидесяти. Эдуард Степанович никогда не мыслил себя писателем. Он
всю жизнь был художником и всю жизнь рассказывал байки о своём необычном детстве.
Дело в том, что его родители, поляки, были репрессированы в Ленинграде. Во время
войны он был эвакуирован с детдомом в Сибирь. И на протяжении нескольких лет он
беспризорником добирался из Омска снова в Ленинград, зимуя в детприёмниках, а летом
снова убегая. Общался во время своих побегов в основном с ворами, уголовниками и
проститутками. Из этих устных, годами отшлифованных на слушателях рассказов,и сложились две его
книги ≪Крещённые крестами≫
и ≪Ангелова кукла≫,
которые тут же стали лауреатами литературных премий.
Главные книги: «Крещённые
крестами», «Ангелова кукла»
Михаил
Шишкин (р. 1961)
Лауреат
всех главных отечественных литературных премий, автор романов ≪Взятие Измаила≫, ≪Венерин волос≫, ≪Письмовник≫ (все три – инсценированы в разных
театрах), проведший детство в коммуналке на Арбате, по языку, мышлению и даже и
по образу жизни оказался самым утончённым русским европейцем-космополитом, любимцем
западных издателей и прямым наследником Ивана Тургенева и Владимира Набокова. С
последним его объединяет не только жительство в Швейцарии, но и попытки сочинительства
на другом языке, кроме русского. Правда, не на английском, а на немецком, и не романов,
а беллетризованных путеводителей и травелогов. Главные книги: «Венерин волос»,
«Письмовник»
Андрей
Геласимов (р. 1966)
≪Белый офицер≫ отечественной прозы дебютировал
в печати как переводчик английской литературы. Что, впрочем, не так уж странно,
учитывая его образование и десятилетнюю деятельность в качестве доцента кафедры
английской филологии Якутского университета. Как оригинальный автор дебютировал
в 2001 году повестью с ласкающим слух названием ≪Фокс Малдер похож на свинью≫. С того времени и названия его книг, и их содержание стали гораздо
классичнее. После полученного им в 2008 году за ≪Степных богов≫≪Национального
бестселлера≫ издательство
≪Эксмо≫ сочло, что Геласимов дозрел
до того, чтобы выпустить его ≪сайд-проект≫ – детскую
повесть, которую он писал поглавно, проходя стажировку в Великобритании, и посылал
домой детям. Главная книга: «Степные боги»
Михаил
Елизаров (р. 1973)
Молодой
человек (к Елизарову это определение ещё вполне применимо), одевающийся в готическом
стиле, убирающий волосы в длинный кудрявый хвост и сочиняющий насквозь постмодернистские
рассказы и романы, в которых выворачиваются распространённые мифологемы (например,
о Борисе Пастернаке – в романе, который так и называется ≪Pasternak≫) и создаются новые – как в ≪Библиотекаре≫. В 2008 году, к изумлению многих,
этот роман получил ≪Русского
Букера≫ – причём
на недоумения коллег председатель оргкомитета премии отвечал так: ≪Что-то всё-таки в этом есть...≫
Главная
книга: «Библиотекарь»
Александр
Иличевский (р. 1970)
Московский
≪физико-математический
мальчик≫ родом
из азербайджанского Сумгаита, как множество других подобных мальчиков его поколения,
в начале девяностых уехал в Америку заниматься тем, что расплывчато называется ≪научной работой≫. То есть усердно ковать американскую
мечту. Но в 1998 году всё-таки вернулся в Россию – для того, чтобы стать русским
писателем. И вполне успешно: за тринадцать лет – шесть больших вдумчивых романов,
среди которых – ≪Перс≫, ≪Матисс≫, ≪Математик≫, высоко
оценённые критикой. И это не считая сборников стихов и рассказов. В последние годы
склоняется к ещё одной эмиграции, внутренней: предпочитает жить в купленном в Тарусе
доме. Главная книга: «Перс»
Ольга
Славникова (р. 1957)
≪Под≫ Ольгу Славникову литературные
критики специально придумали новый термин: ≪уральский магический реализм≫. Первый её роман, ≪Стрекоза, увеличенная до размеров
собаки≫, и впрямь
поражал размахом и завораживал, хотя пробраться через него было не просто даже опытным
читателям. Но следующие романы, не теряя яркой образности, становились раз от раза
всё сдержаннее и прозрачнее. Последний –≪Лёгкая голова≫ – воспринимается уже чуть ли не как сатира на злобу дня. Возможно,
сказывается десятилетняя работа писательницы в качестве руководительницы молодёжной
премией ≪Дебют≫. Главная книга: «2017»
Елена
Чижова (р. 1957)
У питерского
прозаика Елены Чижовой были многолетние непростые отношения с премией ≪Русский Букер≫. Она дважды становилась её номинантом,
дважды выходила в финал, и не побеждала. В 2003-м она боролась за премию с романом
≪Лавра≫ о поиске Бога, в 2005-м с романом
≪Полукровка≫, который упрекали в сионизме
и антисемитизме одновременно. И наконец в 2009-м её роман ≪Время женщин≫ о роли женщин в современной
России и исторической памяти победил. И как по мановению волшебной палочки
Елена Чижова из питерских писателей второго ряда переместилась в российские писатели
первого. А ещё говорят, что литературные премии в России ничего не значат. Главная
книга: «Время женщин»