- это предложение с двумя или несколькими
предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют
смысловое и интонационное целое.
По способу соединения простых предложений сложные предложения делятся на
союзные и бессоюзные. Союзные предложения делятся на сложносочинённые
(предложения связаны сочинительными союзами, и сочинительной связью) и
сложноподчинённые (предложения связаны подчинительными союзами или
относительными словами и подчинительной связью). Связь в бессоюзных сложных
предложениях называется бессоюзной, она не связана ни с подчинением, ни с сочинением).
Сравните,
Я пришёл домой, мама уже спала, (бессоюзное сложное предложение)
Я пришвл домой, а мама уже спала, (сложносочиненное предложение)
Когда я пришел домой, мама уже спала, (сложноподчиненное предложение)
Сложносочинённое
предложение- это сложное предложение, части которого
связаны между собой сочинительными союзами и сочинительной связью. Эта связь
придаёт простым предложениям в составе сложного относительную синтаксическую
самостоятельность: [Родители поехали на юг], а [дети остались с бабушкой].
Бессоюзные сложные
предложенияэто сложные предложения, части которого
связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения. Бессоюзные
сложные предложения распадаются на две группы:
бессоюзные
предложения, которые по значению приближаются к сложносочинённым
предложениям (сходство из-за наличия между чатями и в тех, и в других
предложениях сопоставления, пояснения и т.д.): ср., [Я пошел домой], а
[она - в кино]. - [Я пошел домой], [она - в кино]),
бессоюзные
предложения, которые по своему значению лриближакпся к
аюжнолодчиненньшпредложвни-ям (сходство из-за наличия и в тех, и в других
предложениях объектных, определительных, обстоятельственных отношений
между частями): ср., [Я понял], (что она мне не рада). - [Я понял]: [она мне
не рада].
Сложноподчинённые
предложения- это сложные предложение, части которого
связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной
связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное)
зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно
задать вопрос. Например, Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно.
Виды придаточных предложений:
определительные
(относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или
субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и
присоединяется при помощи союзных слов который, чей, какой, когда, где,
куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то
крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое];
изъяснительные
(или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к
такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или
дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были
бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил
лекарства];
времени
(в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в
главном предложений, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого
времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки];
места
(указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в
главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи
союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и
т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность);
образа
действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором
говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с
помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?):
[Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала);
меры и
степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном
предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что,
насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?):
[Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться);
причины
(указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении,
присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за
того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего?
по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень
холодно);
цели
(указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении,
присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того
чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?);
-условные
(указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в
главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов
если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе
там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю);
сравнительные
(поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к
главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как
будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были
знакомы);
уступительные
(указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором
говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при
помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень
юным), [он рассуждал очень разумно];
следствия
(указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения,
присоединяются при помощи союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем
домой);
присоединительные
(поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к
главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её
не было дома], (что бывало нечасто).
Иногда в составе сложноподчинённого предложения бывает несколько
придаточных, которые могут находиться как в сочинительной связи, то есть
относиться к одному и тому члену в главном предложении-быть однородными (Он
рассказал мне, какой отдохнул летом и что планирует делать зимой.), так и в
подчинительной связи, то есть одно придаточное является для другого
придаточного предложения главным - находится в последовательной подчиненности
(Я увидел, что кто-то вышел из дома, в котором. как говорили, уже десять лет не
горел свет).
Сложные предложения с рваными видами связи называются сложными
синтаксическими целыми, или периодом.
Синтаксические
синонимы- это параллельные синтаксические
конструкции, соотносимые по построению и близкие по значению. Синтаксические
синонимы различаются по смыслу или стилистически. Параллельными синтаксическими
конструкциями являются:
сложноподчиненное
предложение с придаточным определительным и простое предложение,
осложненное распространенным определение, выраженным причастным оборотом
(ср., Девочка, которая сидит за соседнее партой, - моя подруга. - Девочка,
сидящая за соседней партой, - моя подруга.);
сложноподчиненное
предложение с придаточным цели, времени, уступки или условия и простое
предложение, осложненное распространенным обстоятельством, выраженным
причастным оборотом (ср., Когда он обедал, он читал. - Обедая, он читал.);
сложноподчиненные
предложения и сложносочиненные предложения (ср.. Когда я пришел домой,
мама уже спала. - Я пришел домой, а мама уже спала.);
бессоюзные
сложные предложения и союзные сложные предложения (ср., Я понял: она не
прочитала моё письмо. - я понял, что она не прочитала мое письмо.).
Способы передачи
чужой речи: прямая и косвенная речь.
Чужая речь, то есть высказывание других лиц, может передаваться прямой и
косвенной речью.
Прямая речь - это дословная передача чужрп» высказывания, сопровождаемая
словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические,
синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она
связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например, Он сказал:
«Завтра выезжаем рано утором».
Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором
воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических,
синтаксических и стилистических особенностей; высказывание изменяется в
зависимости от контекста и целей автора. Синтаксически косвенная речь
представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении
передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание. Например, Он
сказал, что завтра мы выезжаем рано утором.
Если при передачи чужой слов в прямой речи обращения, междометия, вводные
слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. (Ср.: «Алена, подойди
сюда!» - крикнул он. - Он крикнут Алене, чтобы она подошла к нему.)