Учебно-методический комплекс под редакцией Г.С.
Меркина
Содержание
литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской
литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих
действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной
школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы
программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что
соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития
литературного процесса.
Программа
включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с
аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания
литературного образования: указываются направления изучения творчества
писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается
идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные
сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного
материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще
всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Теоретико-литературные
понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде
самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к
предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения
конкретных литературных произведений.
Программа не
распределяет учебный материал по отдельным классам, выделяя три этапа
литературного образования на ступени основного общего образования:
V-VI классы
На этом этапе
формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие
умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром
произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает
возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на
сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом
внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
VII-VIII классы
На этом этапе на
передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и
аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой
произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации
художественного текста, предполагающих установление связей произведения с
исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой
писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает
возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике
произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний
составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также
художественных направлений.
IX класс
Этот этап
литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются
задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы
систематического изучения историко-литературного курса. Примерная программа для
V-VI и VII-VIII классов является в большей степени открытой для различных
вариантов авторских концепций курса, нежели программа для IX класса,
традиционно имеющая более жесткую структурно-содержательную основу.