Владимир
Сорокин (р. 1955)
Зубр московского
концептуализма, чьи ранние тексты до сих пор невозможно читать без священного трепета,
а возвышенную ≪ледяную трилогию≫
(≪Лёд≫, ≪Путь
Бро≫, ≪23000≫)
– без изумления. Переломной точкой стала повесть ≪День опричника≫
(2006), в которой отразился не только личный опыт беспрецедентного давления со стороны
полугосударственных структур вроде ≪Идущих вместе≫,
но и философская, другого слова не подберёшь, экстраполяция этого опыта. Сорокин
– единственный из современных писателей автор либретто оперы, идущей в Большом театре,
– ≪Дети Розенталя≫,
посвящённой клонам и проблемам клонирования. В пристальном внимании к этой теме,
очевидно, отразился другой личный опыт Сорокина – опыт отца дочек-близняшек.
Главные книги: «Норма»,
«День опричника»
Людмила
Улицкая (р. 1943)
Писать
прозу стала, когда ей было уже за сорок, публиковаться – за пятьдесят. За шестьдесят
– на неё просыпался благотворный дождь всевозможных наград и первых мест в рейтингах
продаж. ≪Сначала
вырастила детей, потом стала писателем≫, по её собственным словам. С этим, видимо, и связан гипнотический
эффект её романов и рассказов. Злые языки сравнивают их с известной житейской ситуацией,
когда женщина, варя борщ, заходит к соседке на минутку за лаврушкой... и спохватывается
через два часа непрерывного трёпа обо всём и ни о чём. Впрочем, лучшее её произведение
– например, получивший ≪Большую
книгу≫, ≪Даниэль Штайн, переводчик≫, конечно, к одному только ≪эффекту лаврушки≫ не сведёшь.
Главные
книги: «Медея и её дети», «Даниэль Штайн,
переводчик»
Александр
Кабаков (р. 1943)
Младший
товарищ и ученик Василия Аксёнова. Из поколения тех, кто пришёл на смену шестидесятникам,
но полностью с ними не порвал. Его проза печальна и как-то подчёркнута старорежимна,
даже если речь идёт о молодёжной тусовке, как в романе ≪Всё поправимо≫. Отличительная деталь прозы
Кабакова – внимание к одежде героев. ≪В любой стране
я на вид отличу университетского профессора, среднего предпринимателя, наёмного
клерка и т.д., потому что там существует язык вещей. Так было в дореволюционной
России. Если бы встречу моего героя с юным представителем большевиков на бульваре
описывал Бунин, он бы тоже не преминул описать свежую коломянковую пару, колониальную
шляпу и трость с адамовой головой≫, – объяснял мне
писатель про роман ≪Беглецъ≫. К своей одежде
он также внимателен, как к одежде своих героев. Зоилы даже прозвали его ≪певцом
пуговиц≫.
Главная книга: «Всё
поправимо»
Сергей
Гандлевский (р. 1952)
Про москвича
Гандлевского принято говорить, что он писатель петербургской традиции, продолжающий
в прозе линию Битова и Довлатова, а в поэзии – Мандельштама и Бродского. В
1970-е годы он был одним из основателей и участников поэтической группы ≪Московское время≫ (вместе с Алексеем Цветковым,
Александром Сопровским, Бахытом Кенжеевым) и группы ≪Задушевная беседа≫ (с Дмитрием Приговым, Львом
Рубинштейном, Тимуром Кибировым). Стихов он пишет мало, а прозы ещё меньше. Он из
тех, кто считает, что нечего зря марать бумагу: писать нужно только тогда, когда
не писать не можешь. И отчасти сам пал жертвой этой ≪выверенности≫. Его роман о семидесятниках
≪Нрзб≫ критики хоть и назвали ≪стихотворением о любви, облитым
горечью и злостью≫, но
всё же неоднократно упрекнули в излишней филологичности.
Главная
книга: «<НРЗБ>»
Лев
Рубинштейн (р. 1947)
Он
пишет стихи, которые и не стихи вовсе, а диалоги, и эссе, которые звучат как
поэзия. Наряду
с Всеволодом Некрасовым и Дмитрием Александровичем Приговым Рубинштейна называ- московского
концептуализма. Его ≪творческая манера≫
оказалась обусловлена его ежедневной занятостью – он долгое время трудился библиографом.
Так в середине 1970-х возник особый жанр, про который принято говорить, что он существует
≪на границе вербальных, изобразительных
и перформативных искусств≫. Это жанр коротких записей на карточках.
Так построена его книга ≪Домашнее музицирование≫.
А недавно вышли целых четыре коробки карточек под общим названием ≪Четыре
текста из Большой картотеки≫.
Главная книга:
«Домашнее музицирование»
Владимир Маканин (р. 1937)
Сюжетосложение
– не его сильная сторона. Иногда даже сложно разобраться, кто из героев что сделал
и сказал. Писатель Маканин силён другим – психологической мотивированностью своих
персонажей.В их ≪внутренностях≫ он может копаться бесконечно
и читателю всё равно будет интересно за этим следить. Как и Гандлевский, Маканин
не чужд филологичности. Особенно его привлекает толстовско-лермонтовская тема. По
его рассказу ≪Кавказский
пленный≫ Алексей
Учитель снял фильм ≪Пленный≫. Недавний роман Маканина ≪Асан≫, вызвавший волну негодования
в адрес писателя, снова про Кавказ. Его действие разворачивается в Чечне.
Главная
книга: «Асан»