Но, с другой стороны, большинство преподавателей, как в школе, так и в высших учебных заведениях, не имеют об этом достаточного представления. Но работы по созданию ЭОР скоро будет необходимо выполнять «здесь и сейчас», т.к. они являются \ или будут являться частью комплексной оценки как преподавателей, так и учебных заведений, и их отсутствие может привести к невозможности повысить свой статус (категорию, должность, звание) для преподавателей или даже к проблемам с аккредитацией и аттестацией учебных заведений (так как данный вид ресурсов влияет на итоговый результат оценки).
Итак, поговорим об ЭОР и существующих различных видах. Что такое ЭОР? Начнем с самого понятия ЭОР. Обычно под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:
- по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
- по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
- по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
- по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.
Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся. Мы будем исходить из следующей классификации, разбив все ЭОР на три группы: текстовые (гипертекстовые), текстографические и мультимедийные (интерактивные). Также будем считать, что в каждый ЭОР должен иметь модульную структуру и состоять из модулей вида ИПК, где И – информационный (лекционный) модуль, П – практический (лабораторный, интерактивный) модуль, К – контролирующий (тестовый) модуль.
К ЭОР текстового типа можно отнести все образовательные сайты и оффлайн-электронные учебники, которые представляют собой перенос бумажного носителя в электронный вид. Они характеризуются развитой системой поиска на основе меток – содержания, глоссария и гиперссылок. С другой стороны, они не содержат нелинейного повествования и применяют стандартный метод «последовательного» погружения. Текстографические ЭОР, в дополнение к «голому» тексту, могут содержать иллюстративный материал – рисунки, таблицы. К этому типу можно отнести «продвинутые» энциклопедии и учебники, которые содержат дополнительные составляющие – галереи. Иногда текстографические ЭОР могут отходить от линейного принципа повествования и быть построены на викифицированных технологиях, т.е. содержать в тексте отсылки не только на стандартные составляющие – ссылки, глоссарий и список терминов, но и всплывающие пояснения, переходы на другие части ресурса, связанные в контексте с этой темой, и т.п.
Мультимедийные ЭОР содержат в себе мультимедиа-контент (видео, анимация, аудио-контент), а также могут взаимодействовать с пользователем, задействовав режим интерактивности. Спектр мультимедийных ЭОР достаточно широк – от мультимедийных энциклопедий до развивающих игр.
В России на федеральном уровне были разработаны ЭОР так называемого первого и второго поколений. К первому поколению можно отнести различные ЦОР – цифровые образовательные ресурсы, ярким примером которых может являться платформа от 1С [1].
Ко второму поколению относятся ресурсы ФЦИОР http://school-collection.edu.ru/ , которые можно воспроизвести с помощью специального ОМС-плейера и которые построены с применением стандартов и технологий SCORM, Java и Flash. Третье поколение только вышло на старт проектных работ, и до реализации еще достаточно далеко.
Создание учителями ЭОР второго поколения требует от них знания XML, Java и Flash-программирования, что недоступно большинству преподавателей. В то же время большинство преподавателей пытается создавать образовательные ресурсы, используя проприетарные форматы вида Microsoft PowerPoint.
К вопросу о использовании ЭОР в Linux – к большому сожалению, использование ЦОР в Linux проблематично (а скорее, даже невозможно) из-за отсутствия нативной платформы под Linux и проблемам с запуском основных компонентов под Wine. Использование ОМС хоть и сопряжено с большими трудностями установки и настройки, но есть попытки его запуска под Linux, хотя и не все ЭОР воспроизводятся без проблем. Проигрывание таких ресурсов под Linux также приводит к виду частично/невозможно, особенно при использовании интерактивных взаимодействий на основе макросов и форматов MS Office 2007 (pptx). Кроме того, размещение таких ресурсов онлайн также проблематично. Возникает закономерный вопрос – а что делать, если имеется только Linux? Отказаться от создания электронных ресурсов? Есть несколько вариантов решения этой проблемы.
1. Используем OpenOffice.org 2. Создание гипертекстовых электронных учебников с помощью систем ДО. 3. Использование WiKi-систем.
(по материалам Интернета)