Учебно-методический комплекс под редакцией В.И.
Сахарова, С.А. Зинина 10 класс
Учебники «Русская
литература ХIХ века. 10 кл.» (авт. В.И. Сахаров, С.А. Зинин) и «Русская
литература ХХ века. 11 кл.» (авт. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин), выпущенные
издательством «Русское слово», базируются на программе для старших классов С.А.
Зинина и В.А. Чалмаева и содержат развернутую картину развития отечественной
литературы на протяжении двух эпох. В содержательном отношении предлагаемый
авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков
русской литературы ХIХ—ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического
единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку — главным и
непререкаемым ценностям нашей культуры. Структура курса отражает принцип
поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений,
рассматриваемых в общекультурном контексте. Применительно к русской классике
ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса
второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С.
Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского
идр.). Литература первой половины ХIХ века представлена в начале курса обзором
творчества ведущих русских классиков (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.
Гоголь), углубляющим и расширяющим курс предшествующего класса (следуя принципу
завершенности основных ступеней общего образования, авторы тематически связали
материал вводного обзора с содержанием концентра 9 класса, включающего
развернутые разделы по творчеству упомянутых писателей). В том случае, если в 9
классе не были изучены такие произведения русской классики, как «Евгений
Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и «Мертвые души»
Н.В. Гоголя (в соответствии сустановками конкретной программы), то этот
материал изучается в рамках названных обзоров с добавлением часов,
предназначенных для дополнительных курсов по выбору.
Существенно
переосмыслены авторами структура и содержание курса литературы ХХ века. Авторы
стремились избежать «перекосов» в соотношении различных пластов литературы XX
столетия (реализм и модернизм, эмигрантские и советские авторы и т.д.). В
учебник введены новые разделы, такие, как «Парижская нота русской поэзии»,
«Новейшая проза и поэзия 80—90-х гг.», «У литературной карты России». Обзорные
и монографические разделы курса, взаимно дополняя друг друга, отражают общую
динамику развития отечественной литературы на фоне великих исторических
свершений и катаклизмов.
Богатый
историко-литературный материал, широко и разнообразно представленный в обоих
учебниках, организован в соответствии с задачей двухуровневого его
использования, т.е. варьирования в зависимости от специфики класса. Включая
необходимый объем базовых знаний по предмету, каждый из названных учебников
дает учителю возможность планирования материала на профильном уровне,
предполагающем более детальное, углубленное изучение историко-литературного
курса. Наличие в учебниках разноуровневого материала не означает его жесткого
разведения — напротив, «базовые» и «профильные» структурно-смысловые блоки
имеют взаимопроникающий характер. Иными словами, учитель, преподающий в классе
с непрофильным обучением предмету, волен использовать материал повышенной
сложности по своему усмотрению, согласуя его с возможностями учащихся. То же
относится и к конкретному ученику непрофильного класса, проявляющему яркие
способности в области предмета и испытывающему потребность в расширении своего
читательского кругозора. Учебники нового поколения призваны дать
старшекласснику возможность выбора траектории освоения знаний, обеспечить его
право на индивидуально-творческое погружение в то общее «поле культуры»,
которое формирует духовный мир личности в ее связи с общенациональной
традицией.