Вспомним, что собой представляют понятия
"оценка" и "отметка". Возьмем определения из
педагогического словаря:
Оценка - определение и выражение в условных
знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися
знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и
дисциплины.
А условным выражением оценки знаний, умений и навыков
учащихся является отметка.
Также под оценкой знаний, умений и навыков понимается
"процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными
представлениями, описанными в учебной программе". А "условным
отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах".
Понятие "оценка" включает в себя понятие
"отметка", и соответственно шире понятия "отметка".
В образовательном учреждении традиционная
оценка выполняет три функции:
1. Оценка позволяет
сравнить учебные достижения конкретного ученика с неким стандартом, идеалом. Но
сегодня известно, что вопрос с самим стандартом еще не решен удовлетворительно.
Поэтому учителю на практике приходиться сравнивать ученические достижения
скорее с учебником, либо с требованиями того или иного вуза. Однако и учебники,
и вузы сейчас столь разнообразны и непохожи друг на друга, что эталоном быть
никак не могут.
2. Оценка играет
информационно-диагностическую роль. Она информирует учителя, ученика и его
родителей о достижениях и недоработках.
3. Оценка является
карательно-поощрительным инструментом учителя. И как бы кто не старался
избежать этого, большинство современных учителей этой стороной оценки
пользуются в полной мере.
Никакие нормативы и
инструкции не смогут описать всю полноту процесса оценивания учеников. Учитель
должен понимать индивидуальность каждого ученика и подходить к оцениванию
индивидуально.
Эта сторона педагогической
практики сложна и разнообразна, поэтому, чтобы разобраться, вспомним известную
фразу: "Все новое - это забытое старое".
Обратимся к опыту
известного русского педагога Василия Александровича Сухомлинского.